Часть 1 - Лирика | Часть 2 - Намотка | Часть 3 - Финальная
В настоящее время широкое распространение получили импульсные зарядные устройства. Они выигрывают в габаритах и в весе перед старыми "кипятильниками". Но не лежит у меня душа к импульсникам, хотя у самого есть такая зарядка, переделанная из компьютерного БП. В этой серии статей я расскажу историю создания "кипятильника" с нуля.
Итак, главной частью ЗУ является трансформатор. Мощность трансформатора должна быть достаточной, чтобы удовлетворить ваши запросы. Мой запрос - 15 Вольт при номинальном токе 10 Ампер. Наматывал я транс на тороиде. Расчет вторичной обмотки будет приведен позже. Вообще в интернете есть много схем, которые рассчитывают витки, токи и прочую лабуду, но надежнее все проверять в "железе". Проще всего взять мощный транс, смотать все вторичные обмотки и намотать свои. Но в моем случае первичную обмотку тоже пришлось мотать.Сердечник был обмотан тряпочной изолентой, о чем я в дальнейшем пожалел, лучше всего сердечник и разные обмотки покрывать обмоточной бумагой из др. трансформаторов, она чем то напоминает кальку.
Итак сколько мотать витков? Я мотал тупым способом в лоб. Проволокой диаметром 0,5 мм, виток к витку прошел два круга, изолируя между собой обмотки. Нужное количество витков определяют по току холостого хода транса. Итак - сопротивление обмотки примерно 10 Ом, включаем в розетку через резистор 100 Ом и мерим на нем падение напряжения, чтобы вычислить величину тока. Транс можно смело включать без вторичных обмоток. Для мощных трансформаторов, ток ХХ должен быть в пределах 100...150 мА. У меня вышло 30 мА. Отматывая по 3 витка, добился, чтобы ток был чуть за 100 мА. Можно было бы и оставить, но при 30 мА, количество витков на вольт во вторичной обмотке было бы больше, просадка напряжения при нагрузке тоже была бы больше. Если сердечник разборный, зазор между частями влияет на ток ХХ и гул прямо пропорционально. У меня тор, зазора нет, гул минимален, ток в порядке. Во второй части будет приведен расчет диаметра проволоки вторичной обмотки, габариты тора, а также я начну рассуждать на тему управляющего блока.